Как выбрать и установить вентиляционные хомуты для крепления воздуховодов

Как выбрать и установить вентиляционные хомуты для крепления воздуховодов

При монтаже воздуховодов важная роль принадлежит хомутам — крепежным элементам, с помощью которых крепятся части вентиляционной трубы. Кроме того, хомуты служат для фиксации трубы к потолку или стене. От правильного выбора крепежных элементов зависит эффективная работа и срок службы вентиляции.

Достоинства крепежных изделий для воздуховодов

Чтобы система была надежно закреплена, использование в качестве крепежа хомутов более чем оправдано:

  • Хомуты легко монтируются, имея простой и прочный механизм фиксации.
  • Возможность незапланированного отсоединения крепежа полностью исключается.
  • Деталь довольно компактна, поэтому ее легко монтировать даже в стесненных условиях ограниченного пространства.

Обратите внимание! Устройство с резиновым уплотнителем обладает звукопоглощающими свойствами. Такой хомут способен на 15 Дц снизить уровень шума и уменьшить вибрацию системы.

Назначение крепежных элементов для воздуховода

Хомут предназначен для закрепления трубы в горизонтальном или вертикальном положении, а также для соединения частей воздуховода между собой. Это универсальный крепежный элемент, без которого не обойтись при создании эффективно работающей вентиляционной системы.

Виды крепежных изделий

Все хомуты по своим конструктивным особенностям делятся на обжимные и монтажные. Первые представляют собой стальное кольцо, которое затягивается с одной стороны с помощью болтов.

Монтажные хомуты — это устройства, состоящие из двух полуколец, которые соединяются между собой болтами.

Все хомуты отличаются способом крепления:

  • Для крепления хомутов к потолку используется анкер и шпилька с резьбой, которая закрепляется одной стороной на хомуте, другой фиксируется на потолочном перекрытии.
  • Боковых крепления хомутов фиксируют трубу двумя шпильками к ограждающим конструкциям.
  • Стеновые хомуты закрепляют воздуховод на поверхности стены с помощью регулируемого или нерегулируемого зажима.

Помимо стандартных хомутов, выполненных из оцинкованной стали с резиновым уплотнителем или без него, существуют:

  • ленточные хомуты, которые служат для закрепления гибких небольших отрезков трубы (патрубков) с помощью зажимов из нержавейки;
  • нейлоновые детали для фиксации гибких патрубков из гофры;
  • хомут с приварной гайкой или комбигайкой и уплотнителем из резины, состоящий из двух полуколец, для фиксации труб к стене или горизонтальным поверхностям пола или потолка;
  • хомут, который крепится саморезом к вертикальной или горизонтальной поверхности;
  • сплинклерный хомут для подвешивания труб, который крепится с помощью резьбовой шпильки для регулирования высоты крепления воздуховода.

Как выбрать крепеж для вентиляции

Выбирая крепежи важно обращать внимание на конструктивные особенности. Так, для соединения частей воздуховода между собой обычно используются стандартные хомуты. Для закрепления вентиляционной трубы к стене — хомут, который крепится с помощью самореза.

Важные параметры, которые определяют выбор:

  • толщина хомута и его ширина;
  • возможности затягивания крепления;
  • нагрузку, которую способно выдержать устройство;
  • внутренний диаметр детали.

Монтаж

Для фиксации между собой труб сначала необходимо надеть хомут на конец отрезка трубы, а затем присоединять второй отрезок или патрубок. Переместить кольцо на место стыка и затянуть хомут отверткой или ключом.

Для фиксации воздуховодной трубы к горизонтальной или вертикальной поверхности сначала хомут монтируется к стене, потолку или другой поверхности с помощью саморезов, а только затем в крепеже фиксируется труба.

Это важно! Расстояние между хомутами при монтаже воздуховода к стене или потолку не должно превышать 4м.

Вентиляционные хомуты для монтажа воздухоотводов

Вентиляционный хомут являются лучшим типом крепежа круглых воздухоотводов друг к другу, к стенам, потолку и другим ограждающим конструкциям. При их помощи можно монтировать как обычные, так и изолированные воздушные каналы.

Типы и особенности конструкции

В зависимости от назначения, их принято разделять на две основные группы:

Обжимные, представляют собой устройства круглой формы, изготовленные из стальной ленты, затягивающиеся с одной стороны при помощи болтового соединения. Такие зажимы могут выпускаться различной ширины, с виброгасящей вставкой или без нее.

Монтажные хомуты для крепления воздуховодов, как правило, состоят из двух полукруглых стальных полос, стягиваясь между собой с двух противоположных сторон при помощи болтового соединения. Так же, как и обжимные, монтажные зажимы могут иметь виброгасящую резиновую вставку.

Крепление воздуховодов к потолку происходит посредством забивного анкера и резьбовой шпильки, которая одной стороной фиксируется непосредственно в устройстве, а второй стороной – в перекрытии. Их называют хомутами с центральным креплением.

Существуют устройства, которые фиксируются на ограждающих конструкциях посредством двух шпилек, поэтому имеют боковые крепления.

Существует еще один вид монтажных зажимов – это стеновые. В зависимости от конструкции они могут быть регулируемыми и не регулируемыми. В регулируемых, посредством специального механизма регулируется просвет между стеной и воздухопроводом.

Характеристики изделия

Материал, который применяется для производства – стальная полоса с покрытием от коррозии, толщиной от 1 до 3 мм. Ширина полосы может быть различной, в зависимости от тех. условий. На основании ТУ 36-1195—84 устройство диаметром до 40 см, делается стандартной ширины 2,5 см; от 40 до 160 см – 3 см. На сегодняшний день наиболее распространены изделия с диаметром: 100, 125, 160, 200, 250, 315, 350, 400мм. Они имеют идеальное сочетание низкой стоимости и высокой эксплуатационной эффективности.

Хомут для воздуховодов обрезиненный используется для снижения вибрации и аэродинамических шумов, создаваемых потоком воздуха. Резина, применяющаяся в качестве виброгасителя, отличается стойкостью к перепадам температур, старению, УФ излучению и воздействию агрессивных сред. Устройство может применяться в температурном диапазоне от -45 до + 120 С°.

Сфера применения

Обжимные приспособления применяются для фиксации воздуховодов между собой. Монтажные зажимы, с центральным расположением крепежа, используются исключительно для установки и фиксации горизонтальных воздушных каналов круглого сечения. Изделия с боковым расположением крепежа подразумевают использования двух резьбовых тяг и поэтому могут применяться как для горизонтальных, так и для вертикальных воздухопроводов. Для фиксации воздушных каналов, в паре к креплению используются:

  • Резьбовые шпильки различной длины.
  • Подвески не регулируемые.
  • Подвески регулируемые.
  • Тяги.
  • Талрепы.

Кроме фиксации воздухопроводов, монтажные хомуты используют для создания подвесных кабельных магистралей.

Используя это изделие по назначению, вы значительно продлите срок его службы.

Как выбрать и установить вентиляционные хомуты для крепления воздуховодов

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА МОНТАЖ СИСТЕМ ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Типовая технологическая карта (ТТК) составлена на один из вариантов производства работ по монтажу воздуховодов систем вентиляции промышленных и общественных зданий.

ТТК предназначена для ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ, а также с целью использования при разработке проектов производства работ, проектов организации строительства, другой организационно-технологической документации.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Системы вентиляции. Современные приемы монтажа воздуховодов

В общем объеме работ по монтажу систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации на промышленных объектах – наиболее трудоемким является монтаж воздуховодов.

Большую часть монтажа воздуховодов приходится выполнять на высоте, что осложняет процесс сборки систем вентиляции, особенно, если учесть значительные габаритные размеры и массу деталей вентиляционного оборудования. Это вызывает необходимость применения при монтаже вентиляции специальных машин, механизмов и приспособлений. К ним относятся такие машины, как самоходные краны, автогидроподъемники, подмости выдвижные самоходные, передвижные монтажные площадки и пр.

При устройстве систем вентиляции метод монтажа воздуховодов зависит от особенностей проектирования вентиляционных систем, особенностей строительных конструкций, условий монтажа вентиляции, наличия подъемных механизмов.

Наиболее прогрессивный метод монтажа воздуховодов предусматривает предварительную сборку воздуховодов и укрупненные узлы длиной 25-30 м, составленные из прямых участков воздуховодов и фасонных частей.

Системы вентиляции. Монтаж горизонтальных металлических воздуховодов

При монтаже горизонтальных металлических воздуховодов обязательно соблюдают такую последовательность работ:

– устанавливают средства крепления путем приварки к закладным деталям или с помощью строительно-монтажного пистолета;

– намечают места установки механизмов для подъема узлов воздуховодов и готовят к работе инвентарные леса, подмости, вышки;

– подносят отдельные детали воздуховодов и собирают их в укрупненные узлы на инвентарных подставках, а детали воздуховодов больших сечений – на полу;

– устанавливают хомуты или другие средства крепления.

После промежуточной сборки воздуховодов монтажный узел тропят инвентарными стропами, а на концах узлов привязывают оттяжки из пенькового каната.

Будет полезно:  Куда грамотно и безопасно спрятать трубы отопления в частном доме?

Монтажный узел воздуховода поднимают на проектную отметку с инвентарных подмостей автоподъемником или другими механизмами, затем подвешивают его к ранее установленным креплениям. В конце монтажа воздуховод соединяют фланцами с ранее смонтированным участком воздуховода.

В монтажной практике встречаются такие варианты проектных решений прокладки металлических воздуховодов, как прокладка под перекрытием здания, на наружной стене, эстакаде, в межферменном пространстве.

При монтаже воздуховодов следует соблюдать следующие основные требования СНиП 3.05.01-85 “Внутренние санитарно-технические системы”.

Способ монтажа воздуховодов выбирают в зависимости от их положения (вертикальное, горизонтальное), характера объекта, местных условий, расположения относительно строительных конструкций (внутри или снаружи здания, у стены, у колонн, в межферменном пространстве, в шахте, на кровле зданий), а также от решений, заложенных в ППР или типовых технологических картах.

Воздуховоды систем вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления следует проектировать в соответствии с требованиями пунктов СНиП 2.04.05-91, предусматривая в проектах технические решения, обеспечивающие ремонтопригодность, взрывопожаробезопасность систем и нормативные требования.

Монтажные положения, способы соединения и крепления воздуховодов

В целях унификации расположения воздуховодов относительно строительных конструкций рекомендуется использовать разработанные ГПИ “Проектпромвентиляция” монтажные положения воздуховодов круглого и прямоугольного сечения. Эти монтажные положения воздуховодов определяются следующими рекомендациями и размерами.

1. Оси воздуховодов должны быть параллельны плоскостям строительных конструкций.

2. Расстояние от оси воздуховода до поверхностей строительных конструкций вычисляют по следующим формулам:

– для воздуховодов круглого сечения

где – максимальный диаметр прокладываемого воздуховода, включая изоляцию, мм;

– для воздуховодов прямоугольного сечения

где – максимальная ширина прокладываемого воздуховода, мм; – расстояние между наружной поверхностью воздуховода и стеной (не менее 50 мм), мм.

При ширине воздуховода 100-400 мм 100 мм, при 400-800 мм 200 мм, при 800-1500 мм 400 мм.

3. Минимально допустимое расстояние от оси воздуховода до наружной поверхности электропроводов определяют по формулам:

– для воздуховодов круглого сечения

– для воздуховодов прямоугольного сечения

4. Минимально допустимое расстояние от оси воздуховода до наружной поверхности трубопроводов находят по формулам:

– для воздуховодов круглого сечения

– для воздуховодов прямоугольного сечения

5. При параллельной прокладке нескольких воздуховодов на одной отметке минимально допустимое расстояние между осями этих воздуховодов вычисляют по формулам:

– для воздуховодов круглого сечения

– для воздуховодов прямоугольного сечения

где и – диаметры воздуховодов, мм; и – размеры сторон воздуховодов прямоугольного сечения, мм.

6. Минимально допустимое расстояние от оси воздуховодов до поверхности потолка определяют по формулам:

– для воздуховодов круглого сечения

– для воздуховодов прямоугольного сечения

7. При прохождении воздуховодов через строительные конструкции фланцевые и другие разъемные соединения воздуховодов размещать на расстоянии не менее 100 мм от поверхности этих конструкций.

Отдельные детали воздуховодов (прямые участки и фасонные части) соединяются между собой в воздухопроводную сеть с помощью фланцевых и бесфланцевых соединений (бандажей, планок, реек, раструбных и других соединений).

Крепление воздуховодов следует выполнять в соответствии с рабочей документацией и требованиями СНиП 3.05.01-85*. Крепление горизонтальных металлических неизолированных воздуховодов (хомуты, подвески, опоры и другие) на бесфланцевом соединении следует устанавливать на следующих расстояниях:

– не более 4 м при диаметрах воздуховода круглого сечения или размерах большей стороны воздуховода прямоугольного сечения менее 400 мм;

– не более 3 м при диаметрах воздуховода круглого сечения или размерах большей стороны воздуховода прямоугольного сечения 400 мм и более.

Крепления горизонтальных металлических неизолированных воздуховодов на фланцевом соединении круглого сечения диаметром до 2000 мм или прямоугольного сечения при размерах большей его стороны до 2000 мм включительно следует устанавливать на расстоянии не более 6 м. Расстояние между креплениями изолированных металлических воздуховодов любых размеров поперечных сечений, а также неизолированных воздуховодов круглого сечения диаметром более 2000 мм или прямоугольного сечения при размерах его большей стороны более 2000 мм должны назначаться рабочей документацией.

Крепления вертикальных металлических воздуховодов следует устанавливать на расстоянии не более 4 м.

Крепления вертикальных металлических воздуховодов внутри помещений с высотой этажа более 4 м и на кровле здания должно назначаться рабочим проектом.

Конструкции соединений деталей воздуховодов будут рассмотрены более подробно в специальной литературе.

Разработка технической документации на изготовление и монтаж воздуховодов

Разработка технической документации на изготовление и монтаж воздуховодов сводится к разработке аксонометрической монтажной схемы системы вентиляции (кондиционирования воздуха), комплектовочных ведомостей деталей воздуховодов и ведомостей серийного производства (шумоглушители, заслонки, воздухораспределители, зонты, дефлекторы и др.), а также чертежей (эскизов) неунифицированных деталей. Перечисленная техническая документация называется монтажным или монтажно-заготовительным (МЗП) проектом.

МЗП нужен для оформления заказа в заготовительном предприятии на изготовление деталей воздуховодов монтируемых систем вентиляции и кондиционирования воздуха, для проверки комплектности заготовок систем, а также для определения места каждой выполненной на заготовительном предприятии детали в системе при ее монтаже. МЗП разрабатывается для каждой системы.

Для разработки МП необходимы следующие исходные данные:

– рабочие чертежи марки ОВ монтируемых систем и архитектурно-строительные чертежи марки АР, планы и разрезы здания (сооружения) в местах расположения монтируемых систем;

– альбомы и другие материалы, в которых содержатся данные по унифицированным деталям и узлам монтируемых систем;

– габаритные и присоединительные размеры оборудования и типовых деталей;

– рекомендуемые монтажные положения сборочных единиц систем;

– нормативные и методические материалы о порядке выполнения и оформления МП систем.

Монтажное проектирование состоит из следующих шагов:

– используя РЧ марки ОВ, вычерчивают аксонометрическую схему системы, производят деление трасс воздуховодов системы на детали, как правило, унифицированные, содержащиеся в альбомах, нормах и других документах;

– выбирают типы соединения деталей между собой и с другими сборочными единицами системы;

– устанавливают места и типы креплений трасс воздуховодов системы;

– разрабатывают эскизы (чертежи) неунифицированных деталей с определением всех необходимых для их изготовления размеров;

– составляют обязательные для МП документы:

1) аксонометрическую монтажную схему системы;

2) комплектовочные ведомости;

3) эскизы на неунифицированные (нетиповые, нестандартные) детали.

Могут разрабатываться и другие документы. Государственного стандарта или других единых норм на состав документов МП нет, а поэтому их перечень в разных регионах и предприятиях может отличаться. Обязательными документами являются перечисленные выше три наименования. Однако и их структура, а также содержание могут отличаться.

Аксонометрическая монтажная схема вычерчивается на основе аксонометрической схемы рабочего чертежа, разработанного проектной организацией до начала монтажного проектирования, т.е. она имеется в качестве исходных данных. Аксонометрическая монтажная схема может быть по конфигурации копией схемы РЧ либо ее изображают произвольно на отдельном листе без соблюдения масштаба. На эту схему наносят отметки уровней вентилятора, перекрытий, подъемов, опусков воздуховодов, а также длины горизонтальных прямолинейных участков и все диаметры и сечения воздуховодов. На рис.1 приведены для сравнения аксонометрические схемы одной и той же системы вентиляции и аксонометрическая схема из состава рабочих чертежей и монтажная схема.

Рис.1. Аксонометрические схемы системы вентиляции:

а – схема рабочего чертежа; б – монтажная схема; 1. 14 – унифицированные детали

Схему делят на части (детали). Сначала выделяют стандартные, типовые и унифицированные детали системы, размеры которых известны. Затем разрабатывают эскизы нетиповых (неунифицированных) деталей в аксонометрической проекции, определяют размеры, необходимые для их изготовления. Находят суммарные длины прямых участков сети между стандартными, типовыми, фасонными деталями и другими элементами. Прямолинейные суммарные участки воздуховодов разбивают на индивидуальные участки (детали) рекомендованной ВСН 353-86 длины. При этом один из индивидуальных участков каждой прямой линии воздуховодов может отличаться от рекомендованной длины. Его называют подмер. Длина подмера обычно уточняется по месту, а поэтому целесообразно при фланцевом соединении один фланец делать свободным для перемещения вдоль оси воздуховода. Участкам присваиваются номера, их обозначают цифрами в кружочках, например (Т), что означает участок номер 1. На рис.2 приведен упрощенный фрагмент аксонометрической монтажной схемы трассы воздуховодов системы вентиляции. Фрагмент использован для иллюстрации упрощенной комплектовочной ведомости (табл.1.1).

Будет полезно:  Принцип работы и сферы применения клиновых задвижек

Рис.2. Фрагмент монтажной схемы воздуховодов:

1, 2, 3 – прямые участки; 4 – прямой участок с торцовой сеткой; 5 – прямой участок с сеткой и движком; 6 – прямой участок с врезкой; 7, 8 – отводы; 9 – переход

Выше отмечено, что в состав МП входит разработка комплектовочных ведомостей и ведомостей деталей воздуховодов.

На каждую систему составляется одна или несколько комплектовочных ведомостей. Количество ведомостей и их форма зависят от требований предприятий, выполняющих заказ на изготовление деталей. Так, например, в комплектовочной ведомости системы вентиляции могут быть приведены следующие данные: номера деталей, их наименования, размеры деталей (диаметр для воздуховодов круглого сечения; размеры сторон воздуховодов прямоугольного сечения; длины), количество (штук, кг одной штуки и масса всех штук), толщина металла. Сами детали перечисляются в ведомости не в той последовательности, в которой они расположены в системе по ходу воздуха, а по группировкам однотипности:

– прямые участки;

– прямые участки с врезками;

– прямые участки с решетками, сетками и т.д.;

– отводы и полуотводы;

– переходы;

– коробки.

Состав группировок и их порядок расположения в ведомости в разных региональных организациях может отличаться.

Образец комплектовочной ведомости представлен в табл.1.1, которая составлена для фрагмента системы, приведенной на рис.2. В конце комплектовочной ведомости могут быть приведены данные общей площади поверхности воздуховодов и общие площади по толщинам металла, деталей (отдельно по прямым участкам и фасонным частям, по толщинам металла в м и кг); число и перечень соединительных элементов (бандажей, фланцев и соединений на шине – количество по каждому размеру); решетки и сетки, ВЭПш (воздухораспределители эжекционные панельные штампованные) и других деталей, установленных на воздуховодах.

Комплектовочная ведомость деталей воздуховодов

Как выбрать и установить вентиляционные хомуты для крепления воздуховодов

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА МОНТАЖ СИСТЕМ ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Типовая технологическая карта (ТТК) составлена на один из вариантов производства работ по монтажу воздуховодов систем вентиляции промышленных и общественных зданий.

ТТК предназначена для ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ, а также с целью использования при разработке проектов производства работ, проектов организации строительства, другой организационно-технологической документации.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Системы вентиляции. Современные приемы монтажа воздуховодов

В общем объеме работ по монтажу систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации на промышленных объектах – наиболее трудоемким является монтаж воздуховодов.

Большую часть монтажа воздуховодов приходится выполнять на высоте, что осложняет процесс сборки систем вентиляции, особенно, если учесть значительные габаритные размеры и массу деталей вентиляционного оборудования. Это вызывает необходимость применения при монтаже вентиляции специальных машин, механизмов и приспособлений. К ним относятся такие машины, как самоходные краны, автогидроподъемники, подмости выдвижные самоходные, передвижные монтажные площадки и пр.

При устройстве систем вентиляции метод монтажа воздуховодов зависит от особенностей проектирования вентиляционных систем, особенностей строительных конструкций, условий монтажа вентиляции, наличия подъемных механизмов.

Наиболее прогрессивный метод монтажа воздуховодов предусматривает предварительную сборку воздуховодов и укрупненные узлы длиной 25-30 м, составленные из прямых участков воздуховодов и фасонных частей.

Системы вентиляции. Монтаж горизонтальных металлических воздуховодов

При монтаже горизонтальных металлических воздуховодов обязательно соблюдают такую последовательность работ:

– устанавливают средства крепления путем приварки к закладным деталям или с помощью строительно-монтажного пистолета;

– намечают места установки механизмов для подъема узлов воздуховодов и готовят к работе инвентарные леса, подмости, вышки;

– подносят отдельные детали воздуховодов и собирают их в укрупненные узлы на инвентарных подставках, а детали воздуховодов больших сечений – на полу;

– устанавливают хомуты или другие средства крепления.

После промежуточной сборки воздуховодов монтажный узел тропят инвентарными стропами, а на концах узлов привязывают оттяжки из пенькового каната.

Монтажный узел воздуховода поднимают на проектную отметку с инвентарных подмостей автоподъемником или другими механизмами, затем подвешивают его к ранее установленным креплениям. В конце монтажа воздуховод соединяют фланцами с ранее смонтированным участком воздуховода.

В монтажной практике встречаются такие варианты проектных решений прокладки металлических воздуховодов, как прокладка под перекрытием здания, на наружной стене, эстакаде, в межферменном пространстве.

При монтаже воздуховодов следует соблюдать следующие основные требования СНиП 3.05.01-85 “Внутренние санитарно-технические системы”.

Способ монтажа воздуховодов выбирают в зависимости от их положения (вертикальное, горизонтальное), характера объекта, местных условий, расположения относительно строительных конструкций (внутри или снаружи здания, у стены, у колонн, в межферменном пространстве, в шахте, на кровле зданий), а также от решений, заложенных в ППР или типовых технологических картах.

Воздуховоды систем вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления следует проектировать в соответствии с требованиями пунктов СНиП 2.04.05-91, предусматривая в проектах технические решения, обеспечивающие ремонтопригодность, взрывопожаробезопасность систем и нормативные требования.

Монтажные положения, способы соединения и крепления воздуховодов

В целях унификации расположения воздуховодов относительно строительных конструкций рекомендуется использовать разработанные ГПИ “Проектпромвентиляция” монтажные положения воздуховодов круглого и прямоугольного сечения. Эти монтажные положения воздуховодов определяются следующими рекомендациями и размерами.

1. Оси воздуховодов должны быть параллельны плоскостям строительных конструкций.

2. Расстояние от оси воздуховода до поверхностей строительных конструкций вычисляют по следующим формулам:

– для воздуховодов круглого сечения

где – максимальный диаметр прокладываемого воздуховода, включая изоляцию, мм;

– для воздуховодов прямоугольного сечения

где – максимальная ширина прокладываемого воздуховода, мм; – расстояние между наружной поверхностью воздуховода и стеной (не менее 50 мм), мм.

При ширине воздуховода 100-400 мм 100 мм, при 400-800 мм 200 мм, при 800-1500 мм 400 мм.

3. Минимально допустимое расстояние от оси воздуховода до наружной поверхности электропроводов определяют по формулам:

– для воздуховодов круглого сечения

– для воздуховодов прямоугольного сечения

4. Минимально допустимое расстояние от оси воздуховода до наружной поверхности трубопроводов находят по формулам:

– для воздуховодов круглого сечения

– для воздуховодов прямоугольного сечения

5. При параллельной прокладке нескольких воздуховодов на одной отметке минимально допустимое расстояние между осями этих воздуховодов вычисляют по формулам:

– для воздуховодов круглого сечения

– для воздуховодов прямоугольного сечения

где и – диаметры воздуховодов, мм; и – размеры сторон воздуховодов прямоугольного сечения, мм.

6. Минимально допустимое расстояние от оси воздуховодов до поверхности потолка определяют по формулам:

– для воздуховодов круглого сечения

– для воздуховодов прямоугольного сечения

7. При прохождении воздуховодов через строительные конструкции фланцевые и другие разъемные соединения воздуховодов размещать на расстоянии не менее 100 мм от поверхности этих конструкций.

Отдельные детали воздуховодов (прямые участки и фасонные части) соединяются между собой в воздухопроводную сеть с помощью фланцевых и бесфланцевых соединений (бандажей, планок, реек, раструбных и других соединений).

Крепление воздуховодов следует выполнять в соответствии с рабочей документацией и требованиями СНиП 3.05.01-85*. Крепление горизонтальных металлических неизолированных воздуховодов (хомуты, подвески, опоры и другие) на бесфланцевом соединении следует устанавливать на следующих расстояниях:

– не более 4 м при диаметрах воздуховода круглого сечения или размерах большей стороны воздуховода прямоугольного сечения менее 400 мм;

– не более 3 м при диаметрах воздуховода круглого сечения или размерах большей стороны воздуховода прямоугольного сечения 400 мм и более.

Крепления горизонтальных металлических неизолированных воздуховодов на фланцевом соединении круглого сечения диаметром до 2000 мм или прямоугольного сечения при размерах большей его стороны до 2000 мм включительно следует устанавливать на расстоянии не более 6 м. Расстояние между креплениями изолированных металлических воздуховодов любых размеров поперечных сечений, а также неизолированных воздуховодов круглого сечения диаметром более 2000 мм или прямоугольного сечения при размерах его большей стороны более 2000 мм должны назначаться рабочей документацией.

Крепления вертикальных металлических воздуховодов следует устанавливать на расстоянии не более 4 м.

Крепления вертикальных металлических воздуховодов внутри помещений с высотой этажа более 4 м и на кровле здания должно назначаться рабочим проектом.

Конструкции соединений деталей воздуховодов будут рассмотрены более подробно в специальной литературе.

Разработка технической документации на изготовление и монтаж воздуховодов

Будет полезно:  Как правильно установить дымоход для современного камина?

Разработка технической документации на изготовление и монтаж воздуховодов сводится к разработке аксонометрической монтажной схемы системы вентиляции (кондиционирования воздуха), комплектовочных ведомостей деталей воздуховодов и ведомостей серийного производства (шумоглушители, заслонки, воздухораспределители, зонты, дефлекторы и др.), а также чертежей (эскизов) неунифицированных деталей. Перечисленная техническая документация называется монтажным или монтажно-заготовительным (МЗП) проектом.

МЗП нужен для оформления заказа в заготовительном предприятии на изготовление деталей воздуховодов монтируемых систем вентиляции и кондиционирования воздуха, для проверки комплектности заготовок систем, а также для определения места каждой выполненной на заготовительном предприятии детали в системе при ее монтаже. МЗП разрабатывается для каждой системы.

Для разработки МП необходимы следующие исходные данные:

– рабочие чертежи марки ОВ монтируемых систем и архитектурно-строительные чертежи марки АР, планы и разрезы здания (сооружения) в местах расположения монтируемых систем;

– альбомы и другие материалы, в которых содержатся данные по унифицированным деталям и узлам монтируемых систем;

– габаритные и присоединительные размеры оборудования и типовых деталей;

– рекомендуемые монтажные положения сборочных единиц систем;

– нормативные и методические материалы о порядке выполнения и оформления МП систем.

Монтажное проектирование состоит из следующих шагов:

– используя РЧ марки ОВ, вычерчивают аксонометрическую схему системы, производят деление трасс воздуховодов системы на детали, как правило, унифицированные, содержащиеся в альбомах, нормах и других документах;

– выбирают типы соединения деталей между собой и с другими сборочными единицами системы;

– устанавливают места и типы креплений трасс воздуховодов системы;

– разрабатывают эскизы (чертежи) неунифицированных деталей с определением всех необходимых для их изготовления размеров;

– составляют обязательные для МП документы:

1) аксонометрическую монтажную схему системы;

2) комплектовочные ведомости;

3) эскизы на неунифицированные (нетиповые, нестандартные) детали.

Могут разрабатываться и другие документы. Государственного стандарта или других единых норм на состав документов МП нет, а поэтому их перечень в разных регионах и предприятиях может отличаться. Обязательными документами являются перечисленные выше три наименования. Однако и их структура, а также содержание могут отличаться.

Аксонометрическая монтажная схема вычерчивается на основе аксонометрической схемы рабочего чертежа, разработанного проектной организацией до начала монтажного проектирования, т.е. она имеется в качестве исходных данных. Аксонометрическая монтажная схема может быть по конфигурации копией схемы РЧ либо ее изображают произвольно на отдельном листе без соблюдения масштаба. На эту схему наносят отметки уровней вентилятора, перекрытий, подъемов, опусков воздуховодов, а также длины горизонтальных прямолинейных участков и все диаметры и сечения воздуховодов. На рис.1 приведены для сравнения аксонометрические схемы одной и той же системы вентиляции и аксонометрическая схема из состава рабочих чертежей и монтажная схема.

Рис.1. Аксонометрические схемы системы вентиляции:

а – схема рабочего чертежа; б – монтажная схема; 1. 14 – унифицированные детали

Схему делят на части (детали). Сначала выделяют стандартные, типовые и унифицированные детали системы, размеры которых известны. Затем разрабатывают эскизы нетиповых (неунифицированных) деталей в аксонометрической проекции, определяют размеры, необходимые для их изготовления. Находят суммарные длины прямых участков сети между стандартными, типовыми, фасонными деталями и другими элементами. Прямолинейные суммарные участки воздуховодов разбивают на индивидуальные участки (детали) рекомендованной ВСН 353-86 длины. При этом один из индивидуальных участков каждой прямой линии воздуховодов может отличаться от рекомендованной длины. Его называют подмер. Длина подмера обычно уточняется по месту, а поэтому целесообразно при фланцевом соединении один фланец делать свободным для перемещения вдоль оси воздуховода. Участкам присваиваются номера, их обозначают цифрами в кружочках, например (Т), что означает участок номер 1. На рис.2 приведен упрощенный фрагмент аксонометрической монтажной схемы трассы воздуховодов системы вентиляции. Фрагмент использован для иллюстрации упрощенной комплектовочной ведомости (табл.1.1).

Рис.2. Фрагмент монтажной схемы воздуховодов:

1, 2, 3 – прямые участки; 4 – прямой участок с торцовой сеткой; 5 – прямой участок с сеткой и движком; 6 – прямой участок с врезкой; 7, 8 – отводы; 9 – переход

Выше отмечено, что в состав МП входит разработка комплектовочных ведомостей и ведомостей деталей воздуховодов.

На каждую систему составляется одна или несколько комплектовочных ведомостей. Количество ведомостей и их форма зависят от требований предприятий, выполняющих заказ на изготовление деталей. Так, например, в комплектовочной ведомости системы вентиляции могут быть приведены следующие данные: номера деталей, их наименования, размеры деталей (диаметр для воздуховодов круглого сечения; размеры сторон воздуховодов прямоугольного сечения; длины), количество (штук, кг одной штуки и масса всех штук), толщина металла. Сами детали перечисляются в ведомости не в той последовательности, в которой они расположены в системе по ходу воздуха, а по группировкам однотипности:

– прямые участки;

– прямые участки с врезками;

– прямые участки с решетками, сетками и т.д.;

– отводы и полуотводы;

– переходы;

– коробки.

Состав группировок и их порядок расположения в ведомости в разных региональных организациях может отличаться.

Образец комплектовочной ведомости представлен в табл.1.1, которая составлена для фрагмента системы, приведенной на рис.2. В конце комплектовочной ведомости могут быть приведены данные общей площади поверхности воздуховодов и общие площади по толщинам металла, деталей (отдельно по прямым участкам и фасонным частям, по толщинам металла в м и кг); число и перечень соединительных элементов (бандажей, фланцев и соединений на шине – количество по каждому размеру); решетки и сетки, ВЭПш (воздухораспределители эжекционные панельные штампованные) и других деталей, установленных на воздуховодах.

Комплектовочная ведомость деталей воздуховодов

Крепление и монтаж воздуховодов и вентиляции

Что понадобится при монтаже?

1 2 3 4 5 6

Система воздуховодов и вентиляции представляет собой конструкцию из труб, которые расположены, как внутри, так и снаружи помещения. Основной задачей системы считается выведение отработанного воздуха или вредоносных паров из рабочего пространства. Крепление воздуховодов и вентиляции часто производится для оснащения супермаркетов, промышленных зданий, кинотеатров, заводов или кухонь. Воздуховоды способны поддерживать оптимальную циркуляцию воздуха в различных частях здания. Наличие подобного рода системы избавляет помещение от чрезмерной влажности или, напротив, сухости.

Виды крепежа вентиляций к потолку

Система воздуховодов состоит из труб и фасонных изделий для вентиляции. Ко второй группе можно отнести большое количество деталей, основной задачей которых является объединение труб в единую конструкцию и придание ей необходимо для эффективной работы жесткости.

Для монтажа воздуховодов под потолком применяются определенные крепежные элементы:

профиль и шпильки. Наиболее востребованный и популярный метод крепления воздуховодов и вентиляции, который заключается в подсоединении вентиляционного канала к профилю L- образной и Z- образной формы при помощи саморезов. В месте, где профиль будет соединен со шпилькой, необходимо установить уплотнители из резины, которые уменьшат уровень вибрации и нейтрализуют издаваемый воздушными потоками шум;

шпилька и специальный хомут для крепления воздуховодов представляют собой оптимальное крепление для воздуховодов и вентиляции с ипользованием труб круглого сечения для изолированных и обычных воздуховодов;

для воздуховода в форме прямоугольника и круга идеально подходит перфолента. Этот метод является достаточно экономичным, и подходит для утяжеленных конструкций;

анкеры. Большая надежность при креплении воздуховодов и вентиляции.

балка из металла (угол, двутавр или тавр). Применяется в тех случаях, если нет возможности прикрепить к потолку воздуховод.

Установления шага крепления воздуховода

Чтобы установить воздуховод под потолком, нужно придерживаться всем соответствующим требованиям рабочей документации и СНиПа. В зависимости от конструкции и размера вентиляционного канала устанавливается шаг крепежа.

При бесфланцевом соединении элементов в канале воздуховод должен составлять не более 4м, при условии, что диаметр круглой трубы равен 40 см. Когда диаметр трубы равен либо больше 40 см, расстояние в таком случае между крепежом равняется 3м.

Если соединение является фланцевым, то детали вентиляции труб, диаметр которых составляет 200 см, должны монтироваться с шагом, который не превышает 6 м. Расстояние между крепежами устанавливается в соответствии с рабочей документацией.

Ссылка на основную публикацию