Виды водопроводных задвижек и особенности их ремонта

Виды водопроводных задвижек и особенности их ремонта

Арматурные изделия для трубопроводов – сложные конструкции, которые необходимы для обеспечения бесперебойной работы системы водоснабжения. Водопроводные задвижки – важная функциональная деталь коммуникаций.

Назначение и виды задвижек

Задвижка предназначается для регулирования напора в системе водопровода, посредством которой можно уменьшить давление воды в трубах или остановить совсем.

Процесс регулировки можно осуществлять вручную либо автоматизированным способом.

По своему строению изделия делятся на:

Клиновые задвижки

Клиновая арматура – это запирающее приспособление, где роль препятствия для жидкости играют специальные перпендикулярно движущиеся затворы, которые перекрывают доступ жидкости.

Клиновые задвижки применяют при подаче:

  • воды,
  • химических веществ,
  • продукции нефтеперерабатывающей промышленности.

Уплотнительные поверхности этого вида задвижек расположены под углом относительно друг друга, а клинья могут отличаться по степени жесткости и конфигурации:

  • цельный упругий клин,
  • цельный жесткий клин,
  • дисковый клин – представлен в виде двух дисков с покрытием из стали высоколегированного типа.

Параллельные задвижки

Задвижка параллельного типа – запирающий механизм с параллельной поверхностью уплотнителя, без наличия углов и изгибов. Такой вид арматуры представлен в двух вариантах:

  • шиберный (с одним диском),
  • двухдисковый.

Обратите внимание! Функциональные возможности клиновых и параллельных задвижек идентичны, поскольку затворы в обеих конструкциях имеют только 2 положения – открытое или закрытое.

Принцип действия задвижек

Все арматурные механизмы блокирующие жидкостные потоки в водопроводных коммуникационных системах, невзирая на принадлежность к тому или иному типу, имеют одинаковую комплектацию:

  • Корпус с крышкой. Корпусная оболочка полая, в ней располагаются элементы запирающего приспособления. Корпус изготавливают из стали или чугунного сплава. Сцепление с деталями коммуникационной системы производится посредством фланцев либо с помощью сварки. Фланцевые крепления обладают несомненным преимуществом, поскольку их, в случае необходимости, легко заменить. Однако способ с применением сварки является более надежным и герметичным, поэтому в обустройстве водопроводом его применяют чаще.
  • Запирающий блок. В комплектации данной детали находятся затвор и направляющая. Направляющий элемент может быть элементом корпусной обшивки, что служит гарантом надежности механизма и высокому уровню точности управления. Все составляющие узла изготавливают из стали, а поверхность затворного элемента покрывают специализированным составом, который препятствует возникновению коррозийных процессов.
  • Узел управления. Конструкционные особенности управляющего узла заключаются в наличии вентиля (шток винтового типа), махового колеса и втулки с резьбой, посредством которой вращательные манипуляции служат катализатором функционирования затвора. Деталь устанавливают сверху корпуса, при этом все ее составляющие защищены индивидуальными кожухами из металла. Соединяют управляющий узел с основной конструкцией посредством фланцевых крепежей.
  • Бугельный узел задвижки. Этот элемент необходим для выноса соединения шток-гайка за пределы корпусной части, чем обеспечивает защиту этих деталей от пагубного влияния среды внутри трубопровода.

Рабочий процесс задвижки заключается в нескольких манипуляциях:

  1. Маховое колесо вращают посредством электроприводного устройства либо вручную.
  2. Резьбовое соединение приводит в движение шток.
  3. Шток обеспечивает перемещение затворной детали, что контролируется направляющей.
  4. Затвор перекрывает полость корпуса, чем прерывает поток внутри трубопровода.

Чтобы восстановить подачу жидкости в системе, необходимо повернуть маховое колесо в обратную сторону.

Обратите внимание! Устройство не желательно применять для уменьшения потока жидкостей, поскольку со временем задвижка под давлением шлифуется, и даже при закрытом вентиле будет пропускать жидкость.

Поскольку основная масса задвижек не подлежит ремонту, следует тщательно следить за состоянием арматуры и при необходимости заменить на новую.

Установка задвижек

Монтаж трубопроводной задвижки требует строгого соблюдения техники безопасности.

Установщик должен обладать необходимыми знаниями и практическим опытом, поскольку процесс имеет некоторые сложности.

Поэтапно монтаж задвижки выглядит следующим образом:

  1. Во избежание затопления и протечки нельзя демонтировать задвижки с заполненного трубопровода и использовать инструменты не подходящие по параметрам.
  2. Выкручивание устарелой задвижки (при замене) или снятие заглушек производится только после того, как оборудование будет отключено и сброшено давление в трубопроводе.
  3. При установке, подъемные крепежные детали закрепляют непосредственно к трубопроводным патрубкам.
  4. При монтаже механизма в трубопроводной коммуникационной системе необходимо строго следить за расположением фланцевых крепежей. Они должны располагаться ровно, без перекосов. Этого можно добиться путем поочередного затягивания фланцев.
  5. Прежде чем опробовать систему при открытом положении задвижек, необходимо тщательно промыть линию.
  6. Процесс опрессовки должен производится при двух положениях задвижки, сперва в открытом положении, потом – в закрытом.

Особенности ремонта

С течением времени задвижка может потребовать проведения ремонтных работ, поскольку движущиеся детали механизма периодически приходят в негодность.

Почему задвижки выходят из строя

К основным причинам поломки относят:

  1. Потерю герметичного соединения трубопровода с корпусной частью задвижки. Такой вид поломки возникает из-за нарушений технологии монтажа или деформирования уплотнителя.
  2. Разгерметизацию между сальником и штоком. Причина поломки – износ сальника.
  3. Потеря герметичности между заслонкой и корпусной частью. Причиной поломки такого типа является регулярный транзит загрязненных жидкостей. Частицы грязи оказывают пагубное воздействие на уплотнительные кольца, постепенно деформируя их. Также грязь может скапливаться на внутренних поверхностях механизма и препятствовать герметичному закрытию крышки. При наличии такого вида поломки потребуется полный демонтаж задвижки либо частичная разборка.

Частичные ремонтные работы производятся после перекрытия трубопровода.

Затем необходимо снять крышку корпуса и разобрать крышку сальника.

Определить поломку и устранить ее.

Демонтаж устройства

Полный демонтаж задвижки осуществляют по такому плану:

  1. Снять маховой элемент с ходовой гайкой.
  2. Развинтить стопорные винты на корпусной крышке.
  3. Демонтировать фланцевые соединения.
  4. Убрать шток, почистить заслонку и седла.
  5. Заменить уплотнительные элементы.

Повторную сборку отремонтированного механизма осуществляют в строгом обратном порядке.

Затем переходят к тестированию, для этого попробуют полностью перекрыть поток жидкости в трубопроводе, закрыв маховик до упора.

Что такое водопроводные задвижки: конструкция и принцип действия, виды и правила подсоединения

Задвижки для трубопроводов – вид запорной арматуры, служащий для отключения системы водоснабжения или ее части путем прекращения подачи транспортируемой жидкости. Механизмы предназначены для распределения потоков воды в нужных направлениях, регулирования давления, контроля расхода ресурса посредством изменения диаметра прохода.

Разновидности задвижек для трубопровода.

Что такое и где используются

Задвижка для воды представляет собой стальной или чугунный корпус, внутри которого, вдоль центральной оси, располагаются детали запорного механизма. Оборудование размещают внутри специального смотрового колодца или кессонной камеры. Размеры технических отсеков должны обеспечивать удобство обслуживания установленной в них арматуры.

Водопроводные задвижки в зависимости от вида и назначения могут управляться как в ручном, так и автоматическом режиме. Последний более удобен, он позволяет с помощью кнопок дистанционно регулировать положение запорных элементов.

Механизмами с ручным управлением снабжаются линии подачи холодной воды, имеющие внутренний диаметр до 400 мм. Магистрали больших размеров укомплектовываются устройствами с электрическим управлением.

Задвижки применяются для технического обслуживания различных видов трубопроводных систем и устанавливаются:

Задвижка используются в трубопроводах и магистралях.

  • в местах врезки труб в центральную сеть водоснабжения;
  • на кольцевых магистралях и стояках многоэтажных зданий;
  • у основания пожарных гидрантов;
  • в качестве поворотных затворов для перекрытия ремонтных участков;
  • для обеспечения безопасной работы насосных станций.

Конструкция и принцип действия

В зависимости от технических характеристик механизмы отличаются затвором, размещением ходового узла, типом привода и способом крепления к водопроводным системам.

Основное отличие запорных устройств – это характер движения шпинделя. По этому параметру они делятся на 2 категории:

  1. С выдвижным шпинделем. При вращении маховика он перемещается вверх и часть штока выходит из корпуса наружу.
  2. С динамичным невыдвижным валом. Они меньших размеров и широко используются для транспортировки жидкостей в водопроводных системах.

Конструкция задвижки состоит из затвора, выполненного в форме клина или диска, перемещающегося вдоль седла корпуса перпендикулярно водяному потоку.

Устройства могут быть:

  1. Полнопроходными. Размер посадочного места для затвора соответствует диаметру подключенного трубопровода.
  2. Суженными. Седло меньше условного прохода магистрали, это ограничивает рабочий ход штока и уменьшает длину задвижки.

В зависимости от конфигурации запорного элемента и схемы расположения уплотнительных деталей задвижки делятся на:

  1. Клиновые. Запирающий механизм состоит из двух металлических дисков, расположенных под углом относительно горизонтальной оси. Во время вращения шпинделя кольца опускаются и за счет размещенных между ними распорных клиньев прижимаются к седлу.
  2. Параллельные. Тарельчатые детали расположены параллельно друг другу. В нижнем положении диски отсекают поток жидкости, а в крайнем верхнем – полностью открывают ее движение.

На запуск мощных задвижек вручную уходит много сил и времени, поэтому чаще применяют приборы с электромеханическим приводом, который устанавливается вместо маховика.

Для управления запорной арматурой, установленной в труднодоступных местах (под водой, в глубоких колодцах и т.п.), используют вспомогательные колонки. Вращательное усилие передается шпинделю с помощью штанги-вилки, установленной в вентиль задвижки.

Затворы водоснабжения

Затвор – это одна из модификаций запорных устройств, в которых управляющий элемент изготовлен в форме диска. Закрепленная на валу заслонка поворачивается, опускается в седло и перекрывает движение воды. Клапан в рабочем положении находится под углом или перпендикулярно транспортируемой жидкости.

Корпус механизма имеет усеченную цилиндрическую форму. Кожух изготавливают из чугуна, стали, полимеров и цветных сплавов. Конструкция арматуры включает в себя запорный орган, состоящий из двояковыпуклого металлического клапана и резинового уплотнительного кольца. Дисковые устройства приводятся в действие вручную при помощи рукоятки и автоматически посредством электропривода. При ручном управлении затвор с диском регулируется поворотом на 90° рычага, который крепится гайкой к штоку механизма.

Дисковые поворотные устройства могут применяться в системах водоснабжения, отопления и для подключения сантехнических приборов.

Дисковой затвор для трубопровода.

Затворы, в сравнении с задвижками, имеют небольшую длину, малый вес и ограниченное количество рабочих деталей. Корпус механизма изготавливают из материала с защитным покрытием, устойчивого к воздействию абразивных включений, которые могут находиться в рабочей среде.

Виды и классификация водопроводных задвижек

Классификация задвижек осуществляется по следующим признакам:

  1. Место установки: надземный или подземный монтаж, с использованием колодцев или без них, в помещениях или на открытом воздухе.
  2. Сейсмостойкость: задвижки рассчитаны на устойчивость к землетрясениям силой 6-10 баллов.
  3. Климатическое исполнение: способность изделий противостоять воздействию температуры и сохранять функциональность в различных регионах эксплуатации.
  4. Присоединение к магистрали: фланцевое, под сварку, комбинированное.
  5. Конструкция комплектующих: литая, штампосварная, литосварная, листовая.
  6. Типы привода: ручное (РУ) или электрическое управление (ЭП).
Будет полезно:  Как выполнить переход с чугуна на трубу из пластика

Задвижки выпускаются для установки на трубопроводы Ø50-2000 мм, рассчитанные на оптимальное давление до 25 МПа, с температурой рабочей среды +450…+560 °С.

Условное обозначение устройств представляет собой буквенно-цифровую комбинацию, включающую в себя следующие параметры:

  • вид арматуры;
  • тип корпуса;
  • материал уплотнительных деталей;
  • способ управления.

Задвижки для трубопровода.

Например, 31нж43нж означает:

  • 31 – задвижка;
  • нж – кожух из нержавеющей стали;
  • 43 – номер модели;
  • нж – уплотнительные кольца из нержавеющей стали.

По материалу изготовления задвижки бывают:

  1. Чугунными. Применяются для магистральных трубопроводов с постоянным движением воды, где регулировка потока жидкости осуществляется положениями «закрыто» и «открыто». Выпускаются с ручным приводом, при вращении которого затвор опускается до полного закрытия просвета трубы. Оптимальная сила напора не должна превышать 1 атмосферы, в противном случае существует риск поломки устройства.
  2. Стальными. Рассчитаны на более сложные условия эксплуатации с перепадами давления, колебаниями температуры, агрессивной рабочей средой.

Чугунные и стальные задвижки относятся к разряду ремонтируемого оборудования.

Критерии выбора задвижек

Для правильного выбора запорной арматуры нужно знать полные характеристики системы:

  1. Тип и свойства перекачиваемой жидкости.
  2. Характер работы устройств.
  3. Величину гидравлических нагрузок.
  4. Температурный режим.
  5. Допустимые габариты.
  6. Вес механизма.
  7. Способ управления приводом.
  8. Оптимальная скорость срабатывания.
  9. Герметичность.
  10. Химическая активность жидкости, материал корпуса и уплотнительных деталей (коррозийная стойкость).
  11. Наличие аварийной системы с дополнительным источником энергии.
  12. Срок службы.

При подборе параметров нужно учитывать ремонтопригодность оборудования, а также возможность его дальнейшей модернизации и автоматизации.

Одним из определяющих факторов, влияющих на выбор задвижек, является их экономичность. Выбор арматуры нужно делать, учитывая цену устройства, затраты на его обслуживание, а также целесообразность приобретения в плане экономических показателей всего трубопровода.

Соединение с трубопроводом и монтаж

На магистрали задвижки монтируются при помощи типовых фланцев с болтами или методом сварки. Сварные соединения считаются более прочными и качественными, такой способ подключения используется в трубопроводах с большим давлением, поскольку обеспечивает хорошую герметичность и снижает риск протечки.

На горизонтальных линиях водоснабжения устройства собирают маховиком вверх. На вертикальных трубопроводах они устанавливаются так, чтобы шпиндель находился в горизонтальном положении.

Подсоединение к металлическим водопроводным трубам

Монтаж задвижек на стальных трубопроводах может осуществляться двумя способами: сваркой или с помощью фланцев. Фланцевые соединения выполняют на болтах с резиновым уплотнением. Перед монтажом фасонные части и отрезки труб устанавливают таким образом, чтобы отверстия для метизов совпадали друг с другом.

Порядок выполнения операций:

  • подъем и установка задвижки в месте стыковки с трубопроводом;
  • центрирование отверстий;
  • установка прокладки и болтов;
  • затяжка соединения с помощью гаечного ключа.

Сборка запорной арматуры с помощью сварки:

  • установка задвижки;
  • центрирование отверстий по оси магистрали;
  • поддержка устройства и предварительная стыковка прихватками (сварка);
  • проверка соосности сборных единиц;
  • окончательная сварка соединения.

Запорные устройства устанавливают в смотровых колодцах или непосредственно в земле с предохранительными кожухами, предусматривая защитное покрытие для шпинделя и сальника задвижки. Для управления механизмом к маховику подсоединяют колонку (штанга-вилка) и выводят ее на поверхность.

Монтаж в систему из пластиковых труб

Соединение металлической запорной арматуры с полимерными трубопроводами производится с помощью буртовых втулок со свободными стальными фланцами и креплениями с резиновыми прижимными кольцами.

Работа с накидными деталями состоит из следующих этапов:

  1. Надеваем фланцевое кольцо на пластиковую втулку.
  2. Стыкуем трубу и втулку с помощью сварочного аппарата для полимерных труб.
  3. Устанавливаем резиновую прокладку.
  4. При помощи рожкового ключа соединяем крепление на задвижке и фланец трубопровода.
  5. Болты следует затягивать крест-накрест.

Конструкция соединения с прижимным фланцем состоит из чугунного или стального фланца, резиновой уплотнительной манжеты.

  1. Отрезаем трубу строго под прямым углом.
  2. На свободный конец профиля надеваем чугунный фланец и сдвигаем его в сторону магистрали.
  3. Надеваем резиновое прижимное кольцо. Края манжеты с большим размером должны быть вровень с фаской трубы, а длинный конец направлен в сторону фланца.
  4. Центрируем детали.
  5. Рукой надвигаем фланец на резиновую манжету и прижимаем до упора.
  6. Устанавливаем болты и вручную накручиваем гайки.
  7. Проверяем соосность элементов и гаечным ключом уплотняем соединение.

Особенности установки на печные трубы

Шибер для дымохода.

Задвижки для печных труб изготавливают прямоугольной или овальной формы. Круглые заслонки чаще используются в стандартном отопительном оборудовании, порядок установки таких приспособлений зависит от производителя и конструкции дымохода.

Задвижка для стационарных домашних печей служит для регулирования тяги в дымовом канале. Приспособление представляет собой чугунную квадратную рамку, в пазы которой устанавливается шиберная заслонка. Каркас запорного механизма монтируют в процессе кладки вытяжной трубы. Створку вставляют перед пробным розжигом печи. Для организации постоянной вентиляции топочного пространства в задвижках можно просверлить отверстие диаметром 10-15 мм.

Несколько рекомендаций по монтажу и полезных советов

Срок эксплуатации задвижек зависит от их корректной установки. Перед монтажом прибора поверхность задвижки необходимо обработать горячей водой, просушить и внимательно осмотреть корпус. Только после этого допускается установка устройства в систему.

При монтаже задвижки необходимо следить, чтобы она была установлена маховиком вниз и соединение фланцев было выполнено без перекосов. Порядок установки механизма должен в точности совпадать с рекомендациями производителя оборудования, отраженными в паспорте прибора.

Водопроводные задвижки: классификация, устройство и их виды

Водопроводная задвижка – это элемент, относящийся к запорной арматуре, и предназначенный для полного перекрытия трубы в системе водоснабжения. Конструкция данного приспособления позволяет использовать ее не только для остановки воды, но и для перекрытия потока сжатого воздуха, жидких углеводородов и так далее.

Кроме того, широкое распространение некоторых типов данных устройств (например, секущие задвижки) получили в нефтяной отрасли.

Устанавливаться запорная арматура может не только на металлические, но и на пластиковые трубы. Главное – обеспечить надежное соединение элементов системы.

Принцип действия

Вне зависимости от типа все приспособления для перекрытия водопроводной трубы состоят из следующих деталей:

В корпусе находится полость, в которой размещены запорные элементы. В большинстве случаев корпус изготавливается из чугуна или стали, соединение с другими элементами инженерной системы происходит при помощи фланцев или посредством сварки. Главное достоинство первого способа – возможность быстрой и простой замены элемента в случае поломки. Сварочный же шов является самым надежным способом соединения, поэтому чаще всего в системах водоснабжения применяется именно он.

В состав запорного узла входит направляющая и затвор. Чаще всего направляющая является частью корпуса, что обеспечивает максимальную надежность данного приспособления и точность всех движений. Все детали изготавливаются из высококачественной стали, на затвор же дополнительно наносится слой специального покрытия, препятствующего образованию коррозии.

Узел для управления состоит из винтового штока (вентиля), махового колеса и резьбовой втулки, при помощи которой крутящий момент преобразуется в поступательное перемещение затвора. Узел устанавливается в верхней части приспособления, причем все его элементы располагаются в собственном металлическом кожухе. Соединение с основным корпусом происходит при помощи фланцев.

Кроме того, в конструкцию входит бугельный узел задвижки, обеспечивающий вынос соединения шток-гайка за пределы основного корпуса. Таким образом, соединение защищается от негативного воздействия перемещаемой среды (например, высокой температуры).

Работа трубопроводной задвижки происходит по следующему принципу:

  1. Оператор или электропривод приводит в движение маховое колесо.
  2. Благодаря резьбовому соединению приводится в движение шток.
  3. Шток перемещает затвор (данный процесс контролируется направляющей).
  4. Затвор перекрывает корпус, препятствуя перемещению жидкой среды в трубопроводе.

Для открытия затвора необходимо повернуть маховик в обратном направлении.

Важно! Не стоит использовать данное приспособление для регулирования потока жидкости. При длительном воздействии воды, металлические элементы со временем шлифуются, а значит, впоследствии будут неэффективны для полного перекрытия системы. Для частичного перекрывания трубопровода следует применить специальную регулирующую арматуру.

В большинстве случаев сильно изношенные водопроводные запорные устройства не подлежат ремонту, единственное верное решение – замена. Поэтому внимательно следите за правильностью ее применения.

Достоинства водопроводных задвижек

Смотреть видео

Водопроводная задвижка – самая популярная разновидность запорной арматуры во всем мире, главное достоинство которой – низкая стоимость. Кроме того, запорная задвижка обладает следующими преимуществами:

Данное приспособление не содержит сложных элементов, поэтому вероятность его поломки минимальна. Кроме того, при износе или повреждении какой-либо детали замена происходит достаточно быстро, что важно для водоснабжения, используемого круглосуточно.

Длина данного приспособления не превышает нескольких сантиметров, поэтому они являются оптимальным вариантом для установки в ограниченном пространстве (например, в колодце).

  • Обширная сфера применения.

Водопроводные запорные устройства могут быть использованы для трубопроводов, изготовленных из любых материалов и используемых для любых целей.

После установки водопроводной запорные устройства можно менять направление движения жидкости, переворачивать элемент нет необходимости.

  • Малое гидравлическое сопротивление.

При проектировании системы водоснабжения нет необходимости учитывать гидравлическое сопротивление, создаваемое водопроводной арматурой для остановки движения жидкости в трубе, так как оно практически равно нулю. Главное – следить за тем, чтобы открытие происходило полностью. В противном случае возможно не только создание существенного гидравлического сопротивления (способного повлиять на работоспособность системы водоснабжения), но и быстрый износ запорного элемента.

  • Возможность установки на трубопроводы, по которым перемещается жидкость с высокой температурой.

Максимальная температура перемещаемой среды – 565 °С.

Водопроводные запорные устройства выпускаются диаметром от 40 до 2000 миллиметров, поэтому могут быть использованы абсолютно во всех системах.

Данный элемент (в отличие от других видов запорной арматуры) позволяет добиться максимальной герметичности.

Данное приспособление способно сдерживать жидкость с рабочим давлением до 25 Атмосфер.

Виды и классификация водопроводных задвижек

В зависимости от способа перекрывания трубы различают запорную арматуру с выдвижным и не выдвижным шпинделем. В первом случае вращательное движение передается поступательному, благодаря которому шпиндель выдвигается и перекрывает трубу, во втором – закрытие происходит исключительно благодаря вращению.

В зависимости от типа используемого материала различают стальные и чугунные устройства. Приспособления первого типа дешевле и могут быть присоединены к трубе при помощи муфт или фланцев, во втором случае возможно исключительно фланцевое соединение.

Особое строение клиновой задвижки с не выдвижным шпинделем позволяет добиться минимального размера (как в длину, так и в ширину).

Основная же классификация задвижек – по типу запорного элемента. В настоящее время существуют следующие виды водопроводных задвижек:

Клиновые задвижки: особенности

Смотреть видео

Будет полезно:  Теплый пол под линолеум: электрический и инфракрасный, укладка водяного, какой обогрев лучше, ик пол с подогревом

Главное достоинство клинового приспособления для перекрытия потока жидкости в водопроводной трубе – расположение седел под малым уклоном. Таким образом, подвижный элемент принимает форму жесткого, двухдискового или упругого клина. В любом случае в закрытом состоянии клин плотно входит между седлами, обеспечивая абсолютную герметичность системы. Выбирается же тип запорного элемента в зависимости от области применения.

Жесткий клин обеспечивает максимальную надежность, однако сильно подвержен неблагоприятному воздействию перемещаемой среды. Он может заклинить в результате образования ржавчины или повредиться из-за сильного перепада температур.

Клин, состоящий из двух дисков, не требует максимальной точности при изготовлении (в отличие от жесткого элемента), при этом обеспечивая достаточную герметичность. Главный недостаток такого элемента – более сложная конструкция, влияющая на стоимость готового изделия.

Упругий клин сочетает в себе достоинства первых двух видов: простота конструкции и обеспечение герметичности в случае неточности при подборе устройства.

Параллельные задвижки: конструкция

В отличие от клинового устройства в параллельных водопроводных запорных устройствах для перекрытия трубы поверхности седел расположены параллельно друг другу. Надежность такой системы несколько ниже, однако ее вполне достаточно для большинства сфер применения.

Главное достоинство параллельного приспособления (в сравнении с клиновым) – простота конструкции (детали, расположенные параллельно гораздо проще изготовить, а значит, вероятность погрешности и ошибки минимальна).

Параллельные водопроводные приспособления могут быть как с выдвижным, так и с не выдвижным шпинделем. Первый вариант является более долговечным, так как резьбовое соединение не контактирует с перемещаемой средой, второй – более компактный.

Диаметр проходного отверстия и длина устройства могут быть различными, поэтому вы всегда сможете подобрать оптимальный вариант для своей системы.

Задвижка Лудло

Задвижка Лудло – это параллельное двухдисковое устройство с распорным клином, повсеместно используемые во всем мире более 150 лет. Название устройства произошло от имени компании, которая впервые поставила его на рынок – Ludlow Valve Manufacturing Company.

Такие устройства изготавливаются исключительно из чугуна и отличаются предельной долговечностью (более 100 лет). В нашей стране производство налажено с 80х годов прошлого столетия в Санкт-Петербурге.

Шланговые задвижки

Строение шланговой водопроводной задвижки кардинально отличается от устройства запорной арматуры остальных видов. В конструкции элемента нет седел и затвора, перекрывание среды происходит за счет пережима эластичного шланга, находящегося в корпусе запорного элемента.

Основное достоинство такой системы – исключение контакта стальных деталей с перемещаемой средой, что положительно влияет на долговечность приспособления. Главное – при выборе шланговой арматуры – правильно подобрать марку резины. Выбор зависит от области применения, чаще всего такие приспособления используются на трубах, по которым перемещаются агрессивные и вязкие жидкости.

Шиберные устройства

Устройство шиберной задвижки практически идентично параллельной. Единственное отличие – использование одного шибера вместо двух седел для перекрытия трубы. Такое устройство является наименее надежным из всех представленных, поэтому используется только в системах, не требующих абсолютной герметичности (например, канализация и другие системы с большим количеством примесей).

Водопроводная задвижка: виды и классификация- Обзор +Видео

Водопроводная задвижка представляет собой разновидность арматуры для запора, чтобы перекрывать воду на трубопроводе.

Механизм задвижки справляется с остановкой воды, жидкого углеводорода, также перекрытием подачи воздуха, сжатого в трубах.

Арматура для запора находит применение в металлических и пластиковых трубопроводах, главным условием считается обеспечение качественного соединения элементов конструкции. Устройство задвижки состоит из корпуса, выполненного из чугуна либо стали. Внутри устройства находятся запорные детали.

Арматуру располагают в специально оборудованных смотровых колодцах либо в кессонных камерах. Отделы для размещения задвижки должны иметь удобные размеры, позволяющие проводить обслуживающие манипуляции с механизмом.

Особенности конструкции

Задвижки могут быть оснащены ручным либо автоматическим управлением. Управление автомат разрешает проводить регулировку положения механизмов для запора на расстоянии.

Ручные задвижки устанавливаются на холодных водопроводах с внутренним сечением, не более четыреста миллиметров. Более крупные коммуникации оборудуются автоматизированным управлением.

Водопроводные устройства для остановки подачи воды используют во время проведения технических работ на трубопроводах.

Традиционно их располагают:

1.на участке, где врезают трубу в общую водопроводную систему.

2.на магистралях с кольцевым строением, также на стояках.

3.внизу пожарного гидранта.

4.как поворотные затворы, чтобы перекрывать участки для ремонта.

5.чтобы обеспечить безопасную работу на насосных станциях.

Детали запорной арматуры

Все типы задвижек имеют одинаковые элементы устройства:

1.корпус и крышку. Внутри корпуса располагаются основные элементы устройства. В основном корпус производят чугунный либо стальной, устройство скрепляют с остальными частями системы посредством фланцев либо сварочным способом.

Внимание! Крепление с помощью фланцев позволяет провести быструю замену задвижки при необходимости.

Зато сварочный метод обеспечивает максимальную надежность соединению. Как правило, в водопроводных системах применяют сварку.

2.узел запорного механизма включает направляющую с затвором. Направляющая входит в корпус изделия, тем самым обеспечивается надежность устройства, его точность. Затвор покрывают слоем против образования коррозии.

3.узел с элементом управления. Управление механизмом осуществляется с помощью вентиля (винтовой шток) с маховым колесом, резьбовой втулкой для удобства прокручивания затвора. Элемент управления располагают сверху устройства, каждая деталь имеет свой металлический кожух. Узел и корпус скрепляют посредством фланцев.

4.бугельный элемент обеспечивает расположение соединению штока с гайкой за главным корпусом. На соединение не влияют негативные факторы от перемещения жидкости, к примеру, с высокой температурой.

Принцип действия

Водопроводная задвижка имеет свои особенности работы:

1.с помощью оператора либо электропривода придают движение маховому колесу.

2.наличие резьбового соединения обеспечивает движение штока.

3.затвор с помощью штока перемещается, направляющая контролирует движение.

4.корпус перекрывается при помощи затвора, и жидкость перестает поступать в трубопровод.

Чтобы возобновить подачу воды, надо маховик развернуть в противоположном направлении.

Важно! Запорное устройство нельзя применять, как механизм регулировки напора воды. Вода постепенно шлифует элементы задвижки, и в будущем невозможно будет произвести полное перекрытие системы. Чтобы частично перекрывать водопровод, применяется регулирующая арматура.

Изношенные механизмы для затворов не ремонтируются, они подлежат замене.

Положительные стороны устройства.

Самым главным достоинством запорной задвижки считается ее низкая цена, поэтому устройство популярно по всему миру.

Основные плюсы водопроводной задвижки:

1.простое устройство, которое не имеет сложных элементов. При необходимости можно быстро заменить нужную деталь.

2.размер задвижки составляет несколько сантиметров, способствует удобному размещению в малом пространстве, к примеру, в колодцах.

3.широкая область применения. Задвижки устанавливают на трубопроводах разного типа, выполненных из разного материала.

4.задвижка является универсальным устройством, потому что изменять направление течения воды можно, не переворачивая само изделие.

5.низкий показатель гидравлического сопротивления.

6.противостоит воздействию высоким температурам. Максимально допустимый температурный режим равен 565 градусам.

7.разновидность размеров. Диаметр приборов бывает 40-2000 миллиметров.

9.надежность в эксплуатации, выдерживает давление внутри системы в 25 атмосфер.

Разновидности запорных задвижек, их классификация.

Выделяют следующие классификации задвижек, которые зависят от технических особенностей изделия:

1.классификация по месту установки. Задвижки различаются от способа монтажа: над землей либо под землей, с применением смотрового колодца либо без него, внутри здания либо снаружи.

2.классификация по сейсмостойкости: задвижки устойчивы к колебаниям земли в пределах от шести до десяти баллов.

3.классификация по особенностям климата: задвижки устойчивы к высоким температурам, их можно устанавливать в регионах с разными климатическими условиями.

4.по типу крепления к системе: с помощью фланцев, сварочным методом либо комбинированным.

5.по типу комплектующих элементов: литой тип, штампосварной тип, литосварной тип либо листовой тип.

6.по типу управления: ручной тип либо электроприводной тип.

Запорные задвижки различаются в зависимости от типа перемещения шпинделя:

1.устройство, имеющее выдвижной шпиндель. Прокручивая маховик, шпиндель отходит вверх, позволяя штоку выйти наружу.

2.устройство, оснащенное подвижным валом, который не выдвигается. Отличается небольшим размером, поэтому удобен для установки в водопроводах.

Устройство представляет собой затвор, имеющего форму диска либо клина, который передвигается вокруг корпусного седла, оставаясь перпендикулярно движению воды.

По типу материла выделяют:

1.чугунные задвижки, которые используют для трубопроводных систем, по которым постоянно движется вода, два положения задвижки регулируют подачу воды: открыто либо закрыто. Изделия бывают только ручного управления, вращение механизма опускает затвор до исключения просвета в трубе. Максимальный напор для качественной работы должен быть равен не более одной атмосферы. К системе чугунную задвижку присоединяют при помощи фланцев.

2.стальные задвижки выдерживают значительные перепады давления и температуры, противостоят воздействию агрессивной среды. К трубе стальную задвижку присоединяют посредством муфты либо фланцев.

Оба типа задвижек подвергаются ремонту.

Главной классификацией задвижек является разновидность в зависимости от устройства запорной детали:

Приспособление, предназначенное для остановки течения воды, в виде клина имеет свою особенность, которая является ее главным преимуществом. Седла располагаются под небольшим уклоном, поэтому подвижный механизм бывает в форме жесткого, либо упругого, либо двухдискового клина. При закрытой задвижки клинья плотно входят в седла и гарантируют герметичность.

Клин жесткого типа наиболее надежен, но подвержен воздействию агрессивной внутренней среды в системе. Механизм может прийти в негодность из-за ржавчины либо резкого перепада температуры.

Клиновое устройство, представляющее собой два диска, которые не нуждаются в точности изготовления, но имеют высокий уровень герметичности. Отличается продукция сложной конструкцией, из-за чего имеет высокую стоимость.

Клин упругого типа отличается простотой конструкции. Обеспечивает герметичность, даже если устройство подобрано неточно.

Параллельная задвижка. Седла внутри устройства располагаются параллельно относительно друг друга. Надежность такого механизма более низкая, но достаточная для установки во многих сферах.

В отличие от клиновой задвижки имеет простую конструкцию. Параллельные элементы легче произвести, поэтому почти исключена погрешность и ошибки.

Изделия выпускают с двумя видами шпинделя. Выдвижной шпиндель гарантирует больший срок эксплуатации, не выдвижной шпиндель делает устройство наиболее компактным.

Задвижки имеют разную длину и сечение отверстия, потому устройство легко подобрать по размеру.

Шланговая задвижка. Конструкция задвижки имеет кардинальные отличия от других видов. Внутри устройства нет затвора с седлами. Остановка подачи жидкости осуществляется. Когда пережимается гибкий шланг, который встроен в корпус.

Стальные детали не контактируют с транспортируемой жидкостью и обеспечивает долговечность устройству.

При выборе данного типа механизма стоит тщательно подбирать тип резины, который отличается для различных трубопроводов.

Задвижки подходят для систем, по которым движется жидкость вязкой и агрессивной консистенции.

Будет полезно:  Слив воды с натяжного потолка: как слить самостоятельно, убрать воду, что делать если затопили

Шиберная задвижка. Конструкция задвижки напоминает параллельную, только для остановки воды применяют шибер, а не два седла. Устройство обладает самым низким уровнем надежности, поэтому его можно устанавливать в трубопроводах, которые не требуют сто процентную герметичность. Например, в канализации и подобных систем, перемещающих жидкость с примесями.

Особенности маркировки

Задвижки устанавливают на трубы диаметром, равным 50 до 2000 миллиметров, с давлением системы до 25 атмосфер, с температурой внутри до 600 градусов.

На изделиях указывают параметры устройства в виде букв и цифр:

3.материал, из которого выполнены уплотняющие детали.

Расшифруем обозначение 31нж43нж:

  • -31 означает задвижку.
  • -нж означает кожух, выполненный посредством нержавейки.
  • -43 означает номер устройства.
  • -нж значит, что кольца для уплотнения соединений изготовлены из нержавейки.

Как правильно выбрать задвижку

Тип задвижки определяют от особенностей трубопровода. Чтобы определиться с выбором, надо знать:

1.особенности транспортируемой жидкости.

3.максимальный показатель гидравлической нагрузки.

5.размеры задвижки, подходящие для данного трубопровода.

7.с какой скоростью механизм срабатывает.

8.уровень требуемой герметичности.

9.устойчивость к образованию коррозии.

10.наличие дополнительного источника энергии при возможной аварии.

Подбирая подходящие параметры устройства, стоит обратить внимание на возможность ремонтировать изделие, модернизировать либо перевести на автоматизированный режим.

Внимание! Немаловажным фактором при выборе устройства считается экономичность: цена, затраты на установку и ремонт.

Монтажные особенности. На трубопроводных магистралях задвижки монтируют при помощи фланцев либо сваркой. Сварка считается наиболее надежным способом, ее применяют для систем, в которых высокое давление, так как дает гарантию на герметичность соединений.

На участках с горизонтальным положением труб маховик у приборов устанавливают по направлению вверх. На иных участках шпиндель должен иметь горизонтальное направление.

Виды водопроводных задвижек и особенности их ремонта

Строительный портал о технологиях строительства, ремонте и эксплуатации

Стальные задвижки для водопровода: устройство и принцип работы

Задвижки для водопровода относятся к запорной арматуре. Их основная функция заключается в изменении напора в системе либо полной его остановке. Эти действия выполняются вручную или автоматически. От качества данной арматуры во многом зависит работа всей системы, поэтому к выбору стоит отнестись с особой внимательностью. Для этого стоит изучить не только конструкционные особенности изделия, но и весь принцип его работы.

Содержание:

Классификация задвижек для водопровода

Все задвижки в зависимости от используемого материала делятся на два вида:

Также такая арматура может классифицироваться в зависимости от способа крепления:

Но самая главная разновидность водопроводных задвижек зависит от формы затвора. Здесь стоит выделить две самых главных группы:

  • Арматура, состоящая из клинового затвора;
  • Арматура, состоящая из параллельного затвора.

Особенность задвижки с клиновым затвором заключается в том, что перекрытие потока осуществляется элементами, которые сдвигаются в перпендикулярном движению вещества направлении. Применяются, в основном, для перемещения газообразных веществ, воды, нефтепродуктов.

Затвор такой арматуры представлен клинообразным округлым диском, располагающимся уплотнительными кольцами, размещенными под некоторым наклоном.

Арматура, состоящая из параллельного затвора, включает в себя два, реже один диск. В том случае, если диска два, то конструкция дополнятся распорной пружиной, соединяющей эти два элемента. Данный тип арматуры более надежный и очень редко может заклинить. Используется для любой среды.

Характеристика и преимущества работы арматуры

Управление запорной арматурой данного типа может осуществляться как вручную, так и автоматически. При наличии в системе трубопровода с большим диаметром применяются только задвижки с управлением электрического типа.

Характеристика задвижек для трубопровода:

  • Способность работы со средой достигающих высоких температурных показателей (до 565˚С);
  • Максимально допустимое давление достигает 25 МПа;
  • Диаметр задвижек находится в пределах: от 4 см до 200 см.

Преимущества задвижек перед другими типами запорной арматуры заключается в следующем:

  • Перемещение вещества может выполняться в различном направлении;
  • Герметичность, которая способствует сохранению показателя скорости и давления на должном уровне;
  • В рабочих условиях такая арматура создает небольшой показатель гидравлического сопротивления;
  • Конструкция устройства очень проста и примитивна, что значительно снижает вероятность поломки;
  • Параметры арматуры не громоздкие, поэтому монтаж и последующее обслуживание системы не доставит проблем.

Конструкция стальных водопроводных задвижек

Конструкция стальной водопроводной задвижки состоит из следующих элементов:

  • корпус;
  • крышка;
  • выдвижной или не выдвижной шпиндель.

Запорное устройство располагается во внутренней части изделия. Здесь же под определенным показателем давления происходит перемещение рабочей среды. Для того чтобы перекрыт ь перемещение среды предусмотрен затвор, который в нужный момент закрывается в перпендикулярном относительно движущегося потока направлении. Для данного элемента существует только два положения: открытое и закрытое. Для регулировки интенсивности напора данное приспособление использоваться не может.

Стальная задвижка может присоединяться к водопроводной системе тремя способами:

  1. С помощью муфтовых соединителей;
  2. С помощью фланцевых соединителей;
  3. Благодаря применению сварки.

Водопроводная задвижка из стали в зависимости от способа изготовления может быть трех типов: цельнолитая, штампованная, сварная.

Особенности работы

Работа стальной водопроводной задвижки может несколько отличаться в зависимости от некоторых конструкционных особенностей. Главная отличительная особенность состоит в штоке, который может быть как выдвижным, так и не выдвижным.

Работа задвижки с выдвижным штоком состоит в том, что в затворе плоской формы фиксируется резьбовой шпендель в неподвижном положении, который образуется в рабочую пару вместе с ответной гайкой, прикрепленной к маховику. Крепление самого маховика выполняется способом, позволяющим его беспрепятственное вращение вокруг штока и собственной оси.

Маховик выполняет вращение по резьбе, и тем самым образует поступательное движение, при котором перемещается шток, а вместе с ним и затвор. В нижней точке опустившийся затвор полностью перекрывает поток, а в верхней, наоборот, открывает.

В задвижке с не выдвижным штоком происходит жесткое закрепление элемента к маховику. Гайка также имеет жесткое крепление в корпусе задвижки. Благодаря движению маховика и штока, проходящего через закрепленную гайку, образуется движение поступательного типа, способствующее перемещению затвора. В нижней точке поток полностью перекрывается, а в верхней – открывается.

Герметичное перекрытие потока обеспечивается посредством специального уплотнения, выполненного, как правило, из металла или резины.

Монтаж запорной арматуры в водопроводную систему

Для выполнения монтажа водопроводных задвижек из стали может использоваться четыре метода:

  1. Соединение фланцевого типа;
  2. Соединение муфтового типа;
  3. Крепление с помощью раструбов;
  4. Использование сварки.

Наиболее популярный вид крепления запорной арматуры – это фланцевое. Сущность метода заключается в стягивании фланцев с помощью болтов и гаек. Для того чтобы улучшить герметичность используемого крепления межфланцевое пространство дополняется специальными прокладками.

Соединение муфтового типа применяется для труб, выполненных из полиэтилена и поливинилхлорида. Для достижения полной герметичности применяется уплотнение манжетного типа.

Раструбное соединение также применяется только для труб из полиэтилена, поливинилхлорида. Суть монтажа заключается в том, что часть трубы заводится в раструбы самой задвижки. Для герметизации также используются уплотнители манжетного типа.

Крепление задвижек с помощью сварки является наиболее эффективным и надежным методом. Но использовать предоставляется возможным только для труб, изготовленных из металла.

Существуют такие задвижки, которые изготавливаются с уже готовыми креплениями. В таком случае применение дополнительных креплений и уплотнителей не нужно. При использовании такой арматуры очень важно обращать внимание на диаметр, который должен соответствовать параметрам труб.

Для того чтобы правильно выполнить монтаж запорной арматуры в водопроводную систему стоит придерживаться нескольких основных правил:

  • Запрещается установка задвижки, расположенной маховиком книзу. Так, появляется большая вероятность утечки транспортируемого в системе вещества;
  • При применении соединения фланцевого типа необходимо следить за тем, чтобы все элементы креплений были четко совмещены между собой, без каких-либо отклонений;
  • Перед проведением монтажных работ для задвижек необходимо провести очистку труд от накопившейся грязи, коррозионных отложений и масла. Это станет залогом правильного и качественного монтажа.

Ремонт и профилактика

Любая задвижка рано или поздно нуждается в ремонте, поскольку в конструкции имеются подвижные элементы, которые требуют периодичной замены. Рассмотрим основные причины неисправности водопроводных задвижек:

  1. Разгерметизация между трубопроводом и корпусом арматуры.

Такая неисправность может появиться вследствие неправильного монтажа запорной арматуры или при деформации уплотнителя. Такую поломку можно определить при зрительном осмотре системы.

  1. Разгерметизация между штоком и сальником.

Причиной такой поломки является износ сальника. Также можно определить зрительно, при выявлении потеков на стенках задвижки, которые направлены от крышки арматуры.

  1. Разгерметизация между корпусом и заслонкой.

Причина такой поломки может заключаться только в постоянном перемещении сильно загрязненного потока. В этом случае грязные частицы влияют на уплотнительные кольца, приводя к постепенной их деформации. Помимо этого, загрязняющие вещества могут накапливаться на внутренних стенках задвижки и в дальнейшем препятствовать плотному закрытию крышки. Выявление причины такой поломки происходит достаточно сложно. Поэтому придется обеспечить вмешательство опытного специалиста.

Для того чтобы обеспечить правильную работу запорной арматуры потребуется проведение ремонтных работ, которые подразумевают либо полный демонтаж запорного элемента, либо частичная его разборка.

Для того чтобы выполнить частичный ремонт арматуры необходимо выполнить разборку крышки сальника, а также снять крышку самого корпуса. Но важно помнить, что ремонтные работы любого типа должны начинаться с перекрытия трубопровода вентилем, который располагается выше задвижки.

Для того чтобы выполнить полный демонтаж задвижки необходимо выполнить несколько следующих действий:

  1. В первую очередь, выполняется снятие маховика, который содержит в своем составе ходовую гайку. Ее также необходимо снять;
  2. Крышку корпуса нужно освободить от стопорных винтов путем вывинчивания;
  3. Далее нужно разобрать соединение фланцевого типа;
  4. Далее следует очередь штока. В этот момент можно произвести очистку заслонки и седла, а также заменить в этой области уплотнители;
  5. После замены или ремонта всех отдельных запчастей стоит начать обратную сборку арматуры, которая выполняется в строгом обратном порядке.

После того как все ремонтные работы будут окончены обязательно необходимо сделать проверку устройства на уровень работоспособности. В таком случае необходимо сделать тест на возможность полного перекрытия арматурой потока.

Ссылка на основную публикацию